Концепция мультипликатора инвестиций

specialМультипликатор инвестиций показывает, в какой пропорции итоговый прирост национального дохода оказывается больше исходного прироста автономных инвестиций.

подробно

Тенденции формирования спроса

affiliateФормирование спроса — это оповещение потенциального покупателя о существовании товара, сообщение о потреб­ностях, которые этим товаром удовлетворяются, снижение барьера недоверия к новому товару.

подробно

Основные средства

how i worksОсновные средства — материальные активы, которые предприятие удерживает с целью использования их в процессе производства или поставки товаров или предоставления услуг.

подробно

Анализ состояния рынков лизинговых и кредитных услуг

Рис. 11. Объем лизинга оборудования

Спад наблюдался практически по всем направлениям сделок с оборудованием. Значительный рост удалось показать только сегментам телекоммуникационного оборудования — за счет крупной сделки, осуществленной компанией «Сбербанк Лизинг», — и нефтегазодобывающего оборудования, где основной массив контрактов пришелся на компанию «Газтехлизинг». Также положительную динамику продемонстрировали медицинское, упаковочное оборудование и оборудование для развлекательных центров, однако здесь рост происходил на фоне крайне невысоких показателей 2008 года.

Сильнее всего пострадал лизинг энергетического оборудования. Объемы двухлетней давности во многом зависели от нескольких компаний. В минувшем году крупных сделок было крайне мало, что спровоцировало сокращение объемов на 78%. Инфраструктурные проблемы заморозили бизнес в сегментах сделок со строительной и дорожно-строительной техникой.

Определенные трудности с кредитованием малого и среднего бизнеса в разгар кризиса были объяснимы: процентные ставки достигли в большинстве банков почти 30% годовых, а требования ужесточились настолько, что соответствовать им могло лишь ограниченное число компаний и индивидуальных предпринимателей. По экспертным оценкам, рынок кредитования малого и среднего бизнеса сократился в два раза [30].

До середины 2009 года кредитовать продолжали только крупные коммерческие банки и банки с государственным участием. Начиная с третьего квартала банки стали более активно кредитовать малое и среднее предпринимательство; еще сильнее возросла активность в этом направлении в четвертом квартале. Конкурентная борьба за клиента усилилась, поскольку сократилось число потенциальных заемщиков. Рынок восстанавливается, однако до докризисных темпов роста еще далеко: по мнению экспертов, рынок кредитования организаций малого и среднего бизнеса в 2010 году вырастет на 10–15%, в то время как в 2005 – 2007 годах он рос на 40 – 60%. Пока не преодолены негативные факторы, тормозящие кредитование: сохраняется макроэкономическая нестабильность, растет объем плохих долгов, сокращается количество качественных заемщиков, не решена проблема дефицита длинных ресурсов и их высокой стоимости [25].

В результате кризиса была деформирована структура выдаваемых кредитов: короткие кредиты преобладают над долгосрочными. У Промсвязьбанка, например, эта пропорция составляет примерно 70 на 30, в то время как до кризиса соотношение было 50 на 50 [43]. Аналогичная ситуация и в других банках. Долгосрочные кредиты не исчезли совсем, просто их стало значительно меньше. Преобладание краткосрочных ссуд привело к быстрому обновлению кредитного портфеля, значительная часть которого формируется из кредитов, выданных «новым» клиентам, перестроившим свой бизнес в соответствии с изменившимися экономическими условиями. Риск возникновения просроченной задолженности у таких клиентов сегодня значительно ниже, чем по докризисному портфелю. Наиболее устойчивым заемщиком в нынешние времена оказывается бизнес с быстрой оборачиваемостью капитала, работающий на конечного потребителя. Чаще всего это торговля и услуги: магазины, аптеки, салоны красоты, транспортные организации в сфере пассажирских перевозок, мини-пекарни и т. д.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5