Концепция мультипликатора инвестиций

specialМультипликатор инвестиций показывает, в какой пропорции итоговый прирост национального дохода оказывается больше исходного прироста автономных инвестиций.

подробно

Тенденции формирования спроса

affiliateФормирование спроса — это оповещение потенциального покупателя о существовании товара, сообщение о потреб­ностях, которые этим товаром удовлетворяются, снижение барьера недоверия к новому товару.

подробно

Основные средства

how i worksОсновные средства — материальные активы, которые предприятие удерживает с целью использования их в процессе производства или поставки товаров или предоставления услуг.

подробно

Денежный капитал и фиктивный капитал: теоретические аспекты сходства и различия

Масштабы долга и его краткосрочный характер свидетель­ствуют об усилении противоречий государственного регулирования экономики с помощью финансовой системы: с одной стороны, правительства западных стран в своей экономической политике все больше делают ставку на финансирование долгос­рочных расходов, с другой — они ориентируются на покрытие дефицитов с помощью краткосрочных займов. Однако в этом есть своя логика, которая объясняется объективными условия­ми, существующими в стране.

Во-первых, с помощью краткосрочных займов при их рефинансировании быстрее удается добыть необходимые де­нежные средства. Во-вторых, в условиях падения доверия к правительственным займам со стороны деловых кругов и насе­ления спрос на долгосрочные обязательства значительно ниже, чем на краткосрочные.

Проблема государственного долга обострилась также в результате потери интереса к правительственным ценным бу­магам со стороны частных кредитно-финансовых учреждений, которые долгое время были основными покупателями государ­ственных обязательств. Наиболее высокий удельный вес приоб­ретений государственных бумаг этими учреждениями, напри­мер в США, приходится на период второй мировой войны. Высокий спрос на государственные бумаги объяснялся рядом факторов, действующих в условиях военной конъюнкту­ры. Прежде всего спрос промышленного капитала на ссудный был слабо выражен, а выпуск новых эмиссий частных ценных бумаг — небольшим, так как структура и динамика производ­ства определялись в основном военными заказами правительст­ва. Оно, в свою очередь, поощряло вложения средств кредитно-финансовых институтов в государственные бумаги для покры­тия разбухших правительственных расходов военного времени.

В послевоенные годы массовое обновление основного капитала в промышленно развитых странах обусловило высокий процент по частным ценным бумагам. В результате начался перелив денежных фондов кредитно-финансовых институтов в акции и облигации торговых, промышленных и транспортных корпораций. Качественные сдвиги в размещении государственного долга за длительный послевоенный период подтверждаются тем, что доля частной кредитной системы в США в послевоенные годы заметно снизилась — с 50% в 1946 г. до 17% в 1990 г. Однако это не означает, что кредитно-финансовые институты и частный сектор вообще перестали приобретать государственные бумаги. Их интерес (особенно банков и корпораций) сводится к покупке в основном краткос­рочных облигаций, представляющих собой своего рода «лик­видный резерв».

Можно утверждать, что проблема государственного долга к концу ХХ в. только обострилась, об этом свидетельствует то, что прежде центральные банки создавали условия для размещения ценных бумаг путем изме­нения норм резервов и удешевления кредита. В последнее время они вынуждены сами приобретать растущую массу этих бумаг в основном путем денежной эмиссии. В результате резко изменилась структура баланса центральных резервных банков. Если в предвоенные годы на золото и валюту приходилось 81,6% всех активов и 13,1% на государственные ценные бумаги, то к концу 90-х гг. золото составляло всего около 10% активов, а облигации казначейства — свыше 75%., государственный долг еще больше нарушает баланс между доходами и расходами. Это означает, что с рынка ссудного капитала снимаются большие массы денежного капи­тала, которые могли быть использованы для ускорения темпов экономического роста. Так правительство США в связи с крупным бюджетным дефицитом постоянно размещает свои займы на рынке ценных бумаг. Особое беспо­койство и неудовлетворение в связи с возросшими эмиссиями правительственных займов выражают мелкие кредитные уч­реждения (ссудно-сберегательные ассоциации, кредитные со­юзы и пр.), так как возросшая эмиссия правительственных займов вызывает отлив ресурсов из этих учреждений. Правительственные расходы, как правило, не компенсируются налоговыми поступления­ми и порождают огромные дефициты, нависшие над рын­ком капитала.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5