Концепция мультипликатора инвестиций

specialМультипликатор инвестиций показывает, в какой пропорции итоговый прирост национального дохода оказывается больше исходного прироста автономных инвестиций.

подробно

Тенденции формирования спроса

affiliateФормирование спроса — это оповещение потенциального покупателя о существовании товара, сообщение о потреб­ностях, которые этим товаром удовлетворяются, снижение барьера недоверия к новому товару.

подробно

Основные средства

how i worksОсновные средства — материальные активы, которые предприятие удерживает с целью использования их в процессе производства или поставки товаров или предоставления услуг.

подробно

Сущность рентабельности туристического предприятия

Об эффективности работы предприятия недостаточно судить только по одному показателю - прибыли. Например, две фирмы получают одинаковую прибыль, но при этом по-разному используют имеющиеся у них производственные фонды и затраты. Значит ли это, что обе фирмы работают одинаково эффективно?

Для более правильной оценки необходимо сопоставить полученный результат в виде прибыли с понесенными затратами. Такое соизмерение прибыли с затратами называется рентабельностью, или, более точно, нормой рентабельности /5; с. 113/.

Рентабельность - один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства. Он характеризует уровень отдачи затрат и степень использования средств на предприятии, в объединении и отрасли в целом в процессе производства и реализации продукции. Различают два вида рентабельности: рассчитанная на основе балансовой прибыли и рассчитанная на основе чистой прибыли (чистая рентабельность) /4; с. 361/.

Рентабельность отражает многие стороны деятельности туристского предприятия за определенный период. Существует система показателей рентабельности, которая в свою очередь является составляющей системы показателей социально-экономической эффективности деятельности предприятий индустрии туризма.

Рентабельность характеризует процентное отношение суммы прибыли к одному из показателей и отражает взаимосвязь прибыли с другими показателями.

2.2. Основные показатели рентабельности туристического предприятия.

В практике работы туристских предприятий наибольшее распространение получили следующие показатели.

Рентабельность реализации (Рр) рассчитывается как по всему объему реализованных туристских продуктов и услуг, так и по их отдельным видам:

Рр = (БП(ЧП))/(ВрВрч) х 100%,

или

Рр = (БП(ЧП)/С х 100 %,

где БП - балансовая прибыль; ЧП - чистая прибыль; Вр(Врч) - выручка (чистая выручка) от реализации; С — себестоимость /4; с. 362/.

Рентабельность отдельных видов туристского продукта зависит от цены, по которой он реализуется потребителю, и себестоимости по данному виду.

Показатели рентабельности реализованных туристских продуктов (услуг) дают представление о доходности реализуемых туристских товаров (услуг) и эффективности текущих затрат. Коэффициент рентабельности реализованной продукции показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли принесет каждая единица реализованного туристского продукта.

Рентабельность текущих затрат (Ртз) дает представление об эффективности текущих затрат туристского предприятия:

Ртз = (БП(ЧП))/ИП х 100%,

где ИП — издержки производства /4; с. 362/.

Несмотря на то, что затраты по эксплуатации основных фондов (ОФ) входят в издержки производства, этот показатель лишь частично отражает эффективность использования ОФ. С этой целью рассчитывается рентабельность основных фондов (Роф):

Роф = (БП(ЧП)) / ОФ х 100%.

Рентабельность оборотных средств (Рос) рассчитывается по формуле:

Рос = (БП(ЧП))/ ОС х 100%,

где ОС — оборотные средства /4; с. 362/.

Важным экономическим показателем, характеризующим эффективность производственной деятельности туристского предприятия и уровень использования им производственных ресурсов, является рентабельность производства - отношение общей, или балансовой, прибыли к среднегодовой стоимости ОФ и нормируемых оборотных средств (ОСн). Основные фонды включаются в расчет по балансовой стоимости, денежные средства и средства при этом не учитываются. Показатель рентабельности производства (Рп) равен:

Рп = (БП(ЧП)) / (ОФ + Осн) х 100 %.

Экономически важным для туристского предприятия является показатель экономической рентабельности активов (ЭР), или экономической рентабельности всего капитала, то есть суммы его собственных или заемных средств:

Перейти на страницу:
1 2