Концепция мультипликатора инвестиций

specialМультипликатор инвестиций показывает, в какой пропорции итоговый прирост национального дохода оказывается больше исходного прироста автономных инвестиций.

подробно

Тенденции формирования спроса

affiliateФормирование спроса — это оповещение потенциального покупателя о существовании товара, сообщение о потреб­ностях, которые этим товаром удовлетворяются, снижение барьера недоверия к новому товару.

подробно

Основные средства

how i worksОсновные средства — материальные активы, которые предприятие удерживает с целью использования их в процессе производства или поставки товаров или предоставления услуг.

подробно

Комплексный подход к диагностике несостоятельности предприятия

Анализ конкурентоспособности продукции

Резкое снижение объемов выпускаемой продукции становится одной из главных причин неплатежеспособности российских предприятий. Однако снижение объемов продукции объясняется и низкими конкурентными качествами продукции. Поэтому, анализ конкурентоспособности продукции должен дополнить оценку состояния производства и реализации продукции.

Оценка емкости рынка

Оценка доли предприятия на рынке

Классификация сравниваемых параметров

Интегральный показатель конкурентоспособности  

Предприятие, производящее неконкурентоспособную продукцию, обречено на снижение выручки от реализации, рост дебиторской задолженности, приводящих к хронической неплатежеспособности предприятия, а следовательно, к угрозе банкротства. Платежеспособность предприятия находится в прямой зависимости от спроса на выпускаемую продукцию, определяемого конкурентными преимуществами продукции и соответствием цен данным преимуществом.

Конкурентоспособность выпускаемой продукции характеризуется степенью удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшей аналогичной на данном рынке.

Выпуск неконкурентоспособной продукции часто становится главной причиной остановки предприятий и появления “цепочек” неплатежей.

Оценка конкурентоспособности и рыночной привлекательности выпускаемой продукции основывается на анализе: емкости рынка выпускаемой продукции; конкурентоспособности изделий; ассортимента выпускаемой продукции; -определении соответствия отпускных цен на продукцию ее конкурентным характеристикам.

Оценка емкости рынка выпускаемой продукции характеризуется двумя показателями:

- общая емкость рынка продукции;

- доля предприятия на рынке выпускаемой продукции.

При проведении анализа рынка (маркетинговых исследований) общая емкость рынка по конкретному товару может быть оценена:

Ci = Pi + Ri + Ii - Ei + (-)Mi - Eoi + Ioi

где Сi - общая емкость рынка по i - товару (нат. ед.);

Pi - национальное производство i - товара (нат.ед.);

Ri - остаток i - товара на складах (нат.ед.);

Ei - экспорт i - товара (нат.ед.);

Ii - импорт i - товара (нат.ед.);

Мi - изменение i - товара на складах (нат.ед.);

Eoi - косвенный экспорт i - товара (нат.ед.);

Ioi - косвенный импорт i - товара (нат.ед.).

Доля предприятия на рынке i - товара, которая характеризует социально-экономическую значимость продукции предприятия может быть определена как:

Dji = Сji / Сi х 100 %,

где Dji - доля j - предприятия на национальном (региональном) рынке

i - товара в (%);

Ci - общая емкость рынка по i - товару (нат. ед.)

Cji - среднегодовой объем производства (мощность) i - товара на j - предприятии (нат. ед.)

Анализ конкурентоспособности продукции основывается на понимании конкурентоспособности изделия (товара, работы) как совокупности характеристик данного изделия, отличающих его от изделий-аналогов предприятий-конкурентов: по степени удовлетворения конкурентных потребностей покупателя и по уровню затрат на его покупку и последующую эксплуатацию.

Анализ конкурентоспособности продукции включает следующие этапы:

а) анализ рыночной ситуации и выбор наиболее конкурентоспособной продукции в качестве базы для сравнения. Сравнивать конкурентоспособность можно по изделиям, входящим в один и тот же класс по техническим параметрам;

б) определение перечня групп сравниваемых параметров по товарам-конкурентам;

в) определение значимости (удельного веса) каждого параметра;

г) определение сводного параметрического индекса;

д) определение интегрального показателя конкурентоспособности.

Сравниваемые параметры товаров-конкурентов классифицируются по трем группам: технические, экономические, маркетинговые.

К техническим параметрам относятся:

1) показатели, характеризующие качество товара: назначение; производительность; надежность; безопасность; ремонтопригодность и т.д.

2) нормативные показатели, характеризующие соответствие стандартам, патентную чистоту и т.д.

К экономическим параметрам относятся: отпускная цена; себестоимость продукции; затраты на эксплуатацию; затраты на установку и т.д.

К маркетинговым параметрам относятся: имидж предприятия (торговая марка), реклама, организация технического (гарантийного) обслуживания, условия платежа, сроки поставки и т.д.

В сегодняшних условиях маркетинговые характеристики играют особую роль, отражают рыночную привлекательность продаваемой продукции, которая характеризуется: организацией фирменной торговой сети; стимулированием продаж путем создания системы скидок (за выполнение условий по форме оплаты товара, наличие дистрибьютерного договора о продаже товара в регионе, за величину партии); организацией службы сервиса; эффективностью рекламной кампании и т.д.

Для определения значимости выбранных для выпускаемых изделий параметров используются экспертные методы.

По каждой группе рассматривается параметрический индекс:

n

J = å aj Пj ,

i=1

где aj - значимость- параметра;

Пj - значение- параметра;

n - число параметров данной группы

Интегральный показатель конкурентоспособности может рассматриваться, как:

K = (Jт + Jm) / Jэ ,

где Jт - сводный параметрический индекс по техническим показателям;

Jм - сводный параметрический индекс по маркетинговым характеристикам;

Jэ - сводный параметрический индекс по экономическим характеристикам.

Пример

В таблице 2.15. приведен пример сравнения конкурентных характеристик воздушного насоса НВН-100Б с характеристиками базового (“идеального”) изделия. За базовое принято изделие, максимально удовлетворяющее по своим потребительским свойствам запросы потребителей данной продукции. Технико-экономические характеристики базового изделия были определены путем опроса покупателей в результате маркетинговых исследований московского рынка данной продукции.

Значимость параметров (aj) определялась путем экспертного опроса потребителей и изготовителей продукции.

Анализ приведенных расчетов показывает, что показатель конкурентоспособности у насоса НВН-100Б, произведенный на анализируемом предприятии выше, чем у аналогичных изделий, производимых в Воронеже и Санкт-Петербурге. Однако данный показатель (1,25) значительно ниже показателя конкурентоспособности базового - “идеального” изделия. Это объясняется отсутствием на предприятиях-изготовителях проведения маркетинговой политики: методов стимулирования продаж путем применения системы скидок; наличия рекламы, обеспечивающей продвижения товара на рынках сбыта; формирования общественного мнения о предприятии-изготовителе и выпускаемом товаре. Это значительно снижает рыночную привлекательность изделия НВН-100Б, которое, как показали маркетинговые исследования имеет стабильный спрос.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7 8