Концепция мультипликатора инвестиций
Мультипликатор инвестиций показывает, в какой пропорции итоговый прирост национального дохода оказывается больше исходного прироста автономных инвестиций.
Тенденции формирования спроса
Формирование спроса — это оповещение потенциального покупателя о существовании товара, сообщение о потребностях, которые этим товаром удовлетворяются, снижение барьера недоверия к новому товару.
Основные средства
Основные средства — материальные активы, которые предприятие удерживает с целью использования их в процессе производства или поставки товаров или предоставления услуг.
Определение и виды рекламы в туризме
В зависимости от средств распространения рекламы:
- реклама в прессе (периодические издания, специальные рекламные издания, массовые общественно-политические газеты и журналы, деловые издания, элитные развлекательные издания, специализированные рекламные издания;
- печатная реклама (каталоги, проспекты, брошюры, буклеты, плакаты, рекламные листовки, рекламно-подарочные издания, книжная реклама);
- радио- и телереклама;
- рекламные сувениры;
- прямая почтовая рассылка;
- наружная реклама;
- компьютерная реклама (электронная почта, реклама на CD ROM, реклама на сайтах в интернете, баннерная реклама, сотовая реклама).
Среди всех рекламных каналов одним из самых распространенных для турфирм является реклама в прессе (см. табл. 1).
Таблица 1. Распределение затрат на туристскую рекламу
Средство распространения |
Доля, % |
Специальная пресса по туризму Радио Телевидение Общественно-рекламная пресса Информационно-развлекательная пресса Общественно-политическая пресса Наружная реклама Прочие мероприятия Реклама в деловой прессе Реклама в элитной прессе Директ-маркетинг |
17,2 11,2 10,3 9,5 9,4 9,3 8,9 8,5 8,2 4,1 3,4 |
По результатам опроса специалистов туриндустрии, проведенного журналом «Турбизнес» (№ 11, июль 2002 г.), наиболее эффективными видами рекламы в туризме являются: реклама в прессе – 33 %, на радио и телевидении – 33 %, в Интернет – 19 %, прямая почтовая реклама – 9 %, наружная реклама – 4 %.
Исследования туристского рекламного рынка говорят о том, что традиционная реклама стимулирует лишь 4-5 % потенциальных потребителей. Тем не менее затраты на туристскую рекламу постоянно возрастают, о чем свидетельствуют следующие данные RPRG (российской независимой исследовательской группы), приведенные в таблице 2.
Таблица 2. Затраты на туристскую рекламу по годам (в долларах США)
Рекламные средства |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
Телевидение |
2 506 228 |
2 250 956 |
4 217 705 |
Пресса |
7 984 132 |
15 491 614 |
7 422 184 |
Наружная реклама |
330 920 |
430 230 |
1 258 715 |
Радио |
Нет данных |
3 369 327 |
3 514 972 |
Итого |
10 821 280 |
21 542 127 |
16 413 576 |
В % от общего объема рекламы сферы услуг |
6,34 |
7,22 |
5,45 |
В % от общего объема рекламы в целом |
0,55 |
0,76 |
0,67 |
Как следует из данных таблицы 2, затраты на туристскую рекламу даже не дотягивают до одного процента в общих затратах на рекламу по всем остальным отраслям и видам продукции и услуг.