Концепция мультипликатора инвестиций

specialМультипликатор инвестиций показывает, в какой пропорции итоговый прирост национального дохода оказывается больше исходного прироста автономных инвестиций.

подробно

Тенденции формирования спроса

affiliateФормирование спроса — это оповещение потенциального покупателя о существовании товара, сообщение о потреб­ностях, которые этим товаром удовлетворяются, снижение барьера недоверия к новому товару.

подробно

Основные средства

how i worksОсновные средства — материальные активы, которые предприятие удерживает с целью использования их в процессе производства или поставки товаров или предоставления услуг.

подробно

Проблемы формирования общественной системы финансового контроля

Общегосударственная система финансового контроля, которая могла бы стать существенным фактором ускорения развития российской экономики и формирования гражданского общества, в нашей стране всё ещё не сформирована. Одна из основных причин – отсутствие признанной обществом и государством научно обоснованной концепции государственного финансового контроля.

Конструктивная концепция:

В этой связи серьёзным шагом вперед представляется появление нового научного направления – конституционного аудита. Его основные положения развёрнуто и аргументировано представлены в одноимённой работе В.С. Степашина.

Конституционный аудит исследует правовые основы, теорию, методологию и практику государственного аудита с целью осмысления его места и роли в процессах перехода к современному типу общества. Для этого анализируется социальная обусловленность избранной обществом модели государственного аудита, оценивается её соответствие принципам экономической целесообразности.

Государственный аудит рассматривается как экономический, социальный и общественно-политический институт; «главной целью которого является осуществление от лица общества независимого объективного публичного контроля деятельности органов государственной власти по управлению вверенными им ресурсами». Этот институт правового демократического государства реализует принцип независимости контроля за расходованием государственных средств о тех, кто ими распоряжается по поручению граждан и общества. Вместе с тем он помогает обеспечивать широкую общественную поддержку обоснованным решениям и действиям органов государственной власти на основе анализов их эффективности и полезности.

Государственный аудит возникает в ходе формирования правового государства как средство противодействия общества бюрократии, укрепление которой неизбежно ведёт к ослаблению государства, снижению его эффективности. Бюрократия, будучи по природе закрытым формированием, использует своё положение в аппарате государственного управления преимущественно в личных интересах. Усилия наладить независимый внешний контроль за деятельностью государственных органов, а равно и результативный внутренний контроль в организациях, постоянно встречают гласное и негласное сопротивление бюрократии, генетически не заинтересованной в экономике и эффективном использовании общественных ресурсов.

Известны неединичные примеры того, как основательно подготовленные продукты насущно необходимых актов по финансовому контролю никак не могли преодолеть аппаратные барьеры и межведомственные разногласия. Поэтому «становление системы внешнего независимого публичного контроля за деятельностью органов исполнительной власти по управлению национальными ресурсами также является одним из инструментов укрепления государства и ослаблении бюрократии».

Но без аппарата управления, без исполнительной власти государство существовать не может. Чтобы процесс управления имел законченный характер, эта ветвь власти создаёт собственные контрольные органы, в том числе в бюджетно-финансовой сфере. Они играют в государстве существенную роль, поскольку именно исполнительная власть несёт ответственность за целевое и эффективное использование финансовых, материальных и интеллектуальных общественных ресурсов. Теперь в нашей стране в ходе административной реформы контрольные подразделения исполнительной власти обособлены в виде федеральных служб. Но первые результаты их деятельности вызывают предложения о необходимости дальнейшего совершенствования на этом участке.

Анализ положения дел в сфере контрольно-финансовой деятельности с позиций конституционного аудита показал, что в стране происходит процесс формирования «единой и непротиворечивой системы повышения эффективности деятельности органов государственной власти по управлению общественными ресурсами. Эта система включает два контура – государственный аудит (внешний, независимый контроль от имени общества и законодательной власти) и государственный контроль (т.е. внутренний «самоконтроль», осуществляемый непосредственно органами государственной власти»).

Такая трактовка проблем состояния и развития финансового контроля в современной России обоснована уровнем достижений социальных наук, анализом практики государственного управления и контроля. Я считаю, эта трактовка проблем может рассматриваться как прорывная, поскольку даёт конструктивную основу для дальнейшего теоретического осмысления и продуктивного поиска путей совершенствования финансового контроля в масштабе государства, для более полной реализации общественного предназначения контроля.

Перейти на страницу:
1 2