Концепция мультипликатора инвестиций

specialМультипликатор инвестиций показывает, в какой пропорции итоговый прирост национального дохода оказывается больше исходного прироста автономных инвестиций.

подробно

Тенденции формирования спроса

affiliateФормирование спроса — это оповещение потенциального покупателя о существовании товара, сообщение о потреб­ностях, которые этим товаром удовлетворяются, снижение барьера недоверия к новому товару.

подробно

Основные средства

how i worksОсновные средства — материальные активы, которые предприятие удерживает с целью использования их в процессе производства или поставки товаров или предоставления услуг.

подробно

Сущность заработной платы, уровень заработной платы и альтернативные взгляды на ее природу

От чего зависит уровень заработной платы? Согласно Смиту, ее величина устанавливается путем договора между рабочими и владельцем капитала. Первые стремятся ее повысить, а вторые ее понизить. Причем "при обычных условиях" преимущество в этом споре имеют хозяева: им легче сговориться и это не запрещает закон им легче продержаться за счет своего капитала, а рабочие не проживут и неделю без заработной платы.

Существует минимальная граница, ниже которой заработная плата опуститься не может - это уровень, достаточный для существования рабочего и его семьи. Но ее существование не означает, что заработная плата всегда будет находиться на этом минимальном уровне. Ее величина зависит от спроса на труд. Если спрос на услуги рабочих растет, то "недостаток рабочих рук вызывает конкуренцию между хозяевами, которые предлагают один больше другого" и это повышает заработную плату.

Кроме того, "естественная" заработная плата у рабочих разных профессий различается. На величину заработной платы может влиять: 1) почет или унизительность занятия, 2) величина затрат на обучение, 3) постоянство или непостоянство занятости (существуют профессии, спрос на которые очень непостоянен, и заработная плата этих профессий несколько выше, так как обеспечивает потребление во время отсутствия работы), 4) доверие, которым обязан пользоваться работник (например, ювелиру доверяют драгоценные металлы, врачу - здоровье, адвокату -репутацию).

Отклонения от "естественной" заработной платы может происходить при колебании спроса на продукцию отрасли, в которой занят работник

Существует несколько точек зрения в экономической теории на сущность заработной платы. Марксистская теория исходит из того, что заработная плата наемных работников является превращенной формой стоимости или цены их товара – рабочей силы, которая внешне представляется как плата за весь труд. При этом в основе величины заработной платы лежит стоимость предметов потребления, необходимых для существования работников и его семьи, а также стоимость обучения. Кроме стоимости товара – рабочей силы, на величину заработной платы оказывают влияние рыночные факторы: прежде всего соотношение спроса и предложения труда, конкуренция и др.

Другое понимание заработной платы представлено неоклассиком – английским экономистом А. Маршалом. Он выдвинул два основных фактора, порождающих заработную плату: 1) предельная производительность труда, которая у разных людей различна, что и влияет на величину заработной платы; 2) издержки производства, обучения и содержания работников. Если первый фактор определяет спрос, на труд, то второй – его предложение. Их взаимодействие и устанавливает уровень заработной платы.

Выделение А. Маршаллом в составе второго фактора заработной платы издержек на обучение способствовало в дальнейшем формированию теории «человеческого капитала». Согласно данной теории инвестиции в человеческий капитал (в развитие знаний, навыков, способностей и др.) повышают эффективность труда, что, в свою очередь, в дальнейшем сопровождается ростом заработной платы.

Наибольшее распространение в настоящее время получило понимание заработной платы, связанное с теорией «факторов производства», родоначальником которой был Ж.Б. Сэй. Согласно данной теории каждый из факторов производства участвует в создании товаров и его стоимости, представляет собой рынок услуг данных факторов. Плата за эти услуги называется ценой фактора, или ее доходом. Когда предприниматели покупают товар-труд, то они покупают не человека, а его услуги по созданию стоимости, право на товар и стоимость, которые являются результатом его труда. Следовательно, заработная плата на поверхности рыночных отношений выступает в качестве цены труда-товара.

Перейти на страницу:
1 2