Концепция мультипликатора инвестиций

specialМультипликатор инвестиций показывает, в какой пропорции итоговый прирост национального дохода оказывается больше исходного прироста автономных инвестиций.

подробно

Тенденции формирования спроса

affiliateФормирование спроса — это оповещение потенциального покупателя о существовании товара, сообщение о потреб­ностях, которые этим товаром удовлетворяются, снижение барьера недоверия к новому товару.

подробно

Основные средства

how i worksОсновные средства — материальные активы, которые предприятие удерживает с целью использования их в процессе производства или поставки товаров или предоставления услуг.

подробно

Предложение фирмы и отрасли в краткосрочном периоде.

Каков наилучший объем производства для данной фирмы при рыночной цене в 30 долларов? Из таблицы видно, что максимальная прибыль в 10 долларов достигается при

Q=6, когда Р=МС=30 долларов.

Что будет, если рыночная цена данного товара повысится до 41 доллара? Оптимальный объем продукции фирмы повысится до

Q=7 (при котором МС=41). При Р=60 долларам – до

Q=8 (при котором МС=60). Говоря иными словами, ряд значений предельных издержек задает кривую предложения фирмы в краткосрочном периоде. Можно сказать и по-другому: краткосрочная кривая предложения фирмы, действующей в условиях совершенной конкуренции, совпадает с частью кривой предельных издержек. Но какой частью? Которая превышает средние переменные издержки:

МС=Р

>AVC

До этого момента предложение фирмы будет равно 0, потому что рыночная цена даже не покрывает средних переменных издержек (Р<

AVC), и, следовательно, нет абсолютно никакого смысла вообще производить что-либо. В нашем примере

Q=0 при цене в 20 долларов и ниже. Начиная с цены в 25 долларов,

Q будет меняться в соответствии с кривой предельных издержек (рис. 3).

Почему же решения фирмы о том, производить или не производить продукцию, зависят от величины средних переменных, а не валовых издержек? Потому, что существует «золотое» правило принятия решений:

«Золотое» правило принятия решений: не обращать внимания на то, что уже невозвратно, а принимать в расчет лишь то, что изменяется и поддается воздействию. В краткосрочном периоде постоянные затраты следует отнести к невозвратным расходам и они не должны приниматься в расчет при принятии фирмой решений.

Если представить, что вы уже вложили 200 тыс. руб. (Т

FC) в мини-пекарню и вам нужно принять решение, что делать дальше. Если наращивание выпечки хлеба обойдется вам в дополнительных 300 тыс. руб. (Т

VC), а доход фирмы составит 400 тыс. руб. (Т

R), то вам обязательно стоит оставаться на данном рынке. В этом случае мини-пекарня хоть и несет убытки (ТС>

TR), однако теряет все таки меньше, чем если бы производство было вообще остановлено: 100 тыс. руб. (ТС – Т

R) вместо 200 тыс. руб. невозвратных расходов (Т

FC).

Фирма должна уйти с рынка, если ее валовой доход (Т

R) станет меньше валовых переменных издержек (Т

VC), а цена меньше средних переменных издержек (А

VC).

Данное правило можно сформулировать и несколько иначе. Если фирма покрывает свои средние переменные издержки и надеется, что цена только временно опустилась ниже средних валовых издержек, она может продолжать оперировать, даже неся убытки. Однако, если даже фирма ожидает более благоприятной конъюнктуры рынка в будущем, но не может покрыть своих средних переменных издержек в настоящее время, принцип минимизации потерь требует, чтобы фирма прекратила производство. Таким образом

В условиях совершенной конкуренции кривая предложения отдельной фирмы совпадает с той частью кривой предельных издержек этой фирмы, которая лежит выше средних переменных издержек.

Кривая предложения отрасли в целом представляет собой горизонтальную сумму кривых предложения всех фирм, функционирующих в отрасли.

На рис. 4 показано, как можно вывести кривую предложения всей отрасли, если в ней функционируют две фирмы. Так, при цене в 10 тыс. руб. фирма А производит 4 единицы продукции, а фирма В – 3 единицы продукции. Вдвоем они, следовательно, произведут 7 единиц продукции и т. д. Если бы в отрасли было бы 1000 и даже более фирм, процесс формирования совокупного предложения складывался бы таким же образом.

Перейти на страницу:
1 2 3