Концепция мультипликатора инвестиций
Мультипликатор инвестиций показывает, в какой пропорции итоговый прирост национального дохода оказывается больше исходного прироста автономных инвестиций.
Тенденции формирования спроса
Формирование спроса — это оповещение потенциального покупателя о существовании товара, сообщение о потребностях, которые этим товаром удовлетворяются, снижение барьера недоверия к новому товару.
Основные средства
Основные средства — материальные активы, которые предприятие удерживает с целью использования их в процессе производства или поставки товаров или предоставления услуг.
Степень развития конкуренции на разных типах рынка.
Степень конкуренции может очень сильно различаться. Это зависит от того, какие черты присущи тому или иному типу рыка
Где конкуренция развита сильнее?
Острее всего конкуренция на тех рынках, где:
1) много продавцов и много покупателей;
2) всегда можно точно узнать, по какой цене продает товар тот или иной
продавец;
3) никто и ничто не мешает новым фирмам войти на рынок, а старым -
уйти с него;
4) товар является однородным и у всех продавцов имеет примерно
одинаковое качество: зерно, цемент, бензин и т.п. (Две тонны цемента,
произведенные разными фирмами, легче могут заменить друг друга, чем
две разные марки компьютеров.)
Где конкуренция развита слабее?
Слабее всего конкуренция на тех рынках, где:
1) число продавцов или покупателей невелико, либо в отрасли есть один
или несколько «лидеров», которые по величине намного превосходят
другие фирмы. Они достаточно сильны, чтобы подчинить себе
конкурентов (навязать им свои цены), а в случае сопротивления
вытеснить их с рынка;
2) отсутствует достоверная рыночная информация, то есть неясно, кто по
какой цене продает свой товар. В этом случае продавцы могут брать с
покупателей разные цены за один и тот же товар: если покупатель не
знает, что конкурент может продать дешевле, он купит товар у первого
попавшегося продавца по высокой цене. Например, торговцы, которые
сидят у входа на базар, предлагают товар по более высокой цене, тому,
кто только входит на рынок, и сразу снижают цену, если видят, что
покупатель возвращается с базара, а значит, знает цены конкурентов;
3) существует много разновидностей продукта. Возьмем, например,
книжный рынок: продавцы детских книг на нем не конкурируют с
продавцами научной литературы, продавцы дорогих коллекционных
изданий – с продавцами детективов и романов в мягкой обложке и т. п.;
4) «выход на рынок» для новичков затруднен: для того, чтобы произвести
некоторые товары (например, автомобили), требуется построить
большой завод, купить дорогостоящее оборудование, иметь опыт
производства в данной отрасли.