Концепция мультипликатора инвестиций

specialМультипликатор инвестиций показывает, в какой пропорции итоговый прирост национального дохода оказывается больше исходного прироста автономных инвестиций.

подробно

Тенденции формирования спроса

affiliateФормирование спроса — это оповещение потенциального покупателя о существовании товара, сообщение о потреб­ностях, которые этим товаром удовлетворяются, снижение барьера недоверия к новому товару.

подробно

Основные средства

how i worksОсновные средства — материальные активы, которые предприятие удерживает с целью использования их в процессе производства или поставки товаров или предоставления услуг.

подробно

Конкуренция.

Экономическая наука не без оснований исходит из того, что люди в своих хозяйственных делах преследуют свой личный интерес. При этом интересы разных людей неизбежно пересекаются и противоречат друг другу. Таким образом, между ними возникает соперничество, или, иначе говоря, конкуренция. Само это слово пришло к на из латинского языка, и его можно перевести как «состязание».

Конкуренция является естественным процессом, и существовала она во все времена. При всем при этом конкуренция присуща не только человеческому обществу, но и животному и растительному миру. Достаточно вспомнить про «борьбу» растений за место под солнцем, «конкуренцию» различных видов животных за источники питания, сражение самцов одного вида за территорию, за право продолжить свой род. Если смотреть с одной стороны, это, конечно, жестоко с точки зрения человеческой морали. Но если рассматривать это с другой стороны, то именно благодаря конкуренции в природе происходит естественный отбор, в результате которого выживают и продолжают свой род более сильные и приспособленные.

Знаменитый английский философ Томас Гоббс (1588 – 1679) называл конкуренцию «войной всех против всех». Он, вообще, очень скептически относился к человеческой природе и к безудержной конкуренции между людьми. В своей книге «Левиафан» (так называлось упомянутое в Библии мифическое чудовище), вышедшей в 1651 году, Томас Гоббс доказывал, что мир и безопасность в человеческом обществе возможны, только если люди добровольно ограничат свою свободу и отдадут власть над собой мощному государству – именно его Гоббс называл «Левиафаном». После выхода данной книги английские философы-моралисты целый век спорили с Гоббсом, доказывая, что человек по своей природе не так уж и плох. Но только Адаму Смиту удалось дать ему объективный и убедительный ответ, указав на благотворную роль конкуренции в рыночной экономике.

Адам Смит (1723 – 1790).

Адам Смит родился в шотландском городке Киркалди, обучался в университетах Глазго и Оксфорда. Затем Смит переехал в Эдинбург, где читал лекции по английской литературе и риторике. Успех этих лекций создал ему имя в научных кругах, поэтому уже в 28 лет он был приглашен в университет Глазго в качестве профессора, а затем возглавил там кафедру нравственной философии (сегодня мы назвали бы ее кафедрой общественных наук).

Первая книга Смита, «Теория нравственны чувств» (1759), посвящена проблемам этики – науки о морали, о правилах человеческого поведения. Уже в этой книге Смит пытался решить проблему согласования интересов различных людей. Он отметил, что это согласование может осуществляться через свойственное человеку чувство симпатии. Смит понимал под этим тот факт, что, оценивая свои поступки, человек может встать на точку зрения другого человека.

Казалось, что после выхода книги жизнь ее автора ограничится университетской наукой, тем более что Смит обладал очень спокойным и замкнутым характером. Однако в 1764 году все изменилось: Смит оставил кафедру и уехал во Францию в качестве гувернера и воспитателя молодого английского герцога Баклю. В Европе он много путешествовал и встречался с самыми известными учеными своего времени – Вольтером, Кенэ, Тюрго и другими. Там же он начал писать свое наиболее знаменитое произведение – «Богатство народов». Дальнейшая жизнь Смита протекала без заметных событий: он занимал почетную должность таможенного комиссара Шотландии, с большой энергией занимался исследованиями и публицистикой.

Перейти на страницу:
1 2