Концепция мультипликатора инвестиций

specialМультипликатор инвестиций показывает, в какой пропорции итоговый прирост национального дохода оказывается больше исходного прироста автономных инвестиций.

подробно

Тенденции формирования спроса

affiliateФормирование спроса — это оповещение потенциального покупателя о существовании товара, сообщение о потреб­ностях, которые этим товаром удовлетворяются, снижение барьера недоверия к новому товару.

подробно

Основные средства

how i worksОсновные средства — материальные активы, которые предприятие удерживает с целью использования их в процессе производства или поставки товаров или предоставления услуг.

подробно

Прибыль балансовая

7231,39

15917,94

13047,49

+80,4

Прибыль в распоряжении предприятия

4751,61

10319,95

8458,98

+80,0

Всего фондов и поступлений

21466,17

55597,41

4551,65

+112,2

Выручка от реализации продукции

21457,44

49393,10

40486,15

+88,7

Уровень издержек обращения (%)

66,3

71,3

87,0

-31,2

Уровень рентабельности (%)

33,7

32,2

--

-4,4

Рентабельность собственного капитала (%)

55,5

53,1

43,5

-21,6

На основании результатов данной таблицы выходит следующее:

В отчетном периоде МУП ЖКХ «Песковский коммунальник» получило прибыль в размере 13047,49 тыс. рублей, что на 80,4 % больше, чем в предыдущем году. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, возросла в такой же пропорции. Данный факт обусловлен поступлением чистой выручки от выполняемых услуг, величина которой к концу 2006 года составила 40486,15 тыс. рублей, что на 88,7 % больше, чем в 2005 г, с учетом индекса роста цен.

Наблюдаемое увеличение прибыли, произошло из-за увеличения цен администрацией предприятия на выполняемые работы и оказанные услуги населению. Уровень издержек на предприятии значительно вырос - на 31,2 %, что нашло своё отражение в снижении уровня рентабельности в целом и повлияло на уровень полученной прибыли.

Показатель рентабельности собственного капитала показывает, сколько рублей прибыли приходится на один рубль собственных средств. Результаты расчетов данного показателя говорят о снижении прибыли полученной с каждой единицы денежных средств вложенных собственниками предприятия.

В зависимости от направления вложенных средств, используют различные показатели рентабельности.

В таблице 22 приведены результаты расчетов ряда более углубленных показателей рентабельности за период 2005 - 2006 г.г. с учетом роста потребительских цен.

Таблица 22 Показатели рентабельности.

Показатели

2005 г.

2006 г.

Отклонение (2005 г.-100%)

 

Рентабельность совокупных активов

41,4

43,0

+1,6

Рентабельность текущих активов

82,0

103,3

+21,3

Рентабельность основной деятельности

56,7

51,9

-4,8

Рентабельность услуг (лес)

43,0

34,8

-19,1

Рентабельность продукции

22,1

20,9

-5,4

Из рассмотренной таблицы видно, что рентабельность совокупных активов предприятия к концу 2006 года незначительно выросла. В отчетном году предприятие лучше использовало свое имущество. Рентабельность текущих активов заметно выросла и составила 103,3 %, что на 21% больше, чем в предыдущем году. Рост в динамике данного показателя является положительной тенденцией, однако данный рост рентабельности текущих активов не является результатом эффективной производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Скорее всего, основополагающим фактором роста данного показателя является увеличение прибыли почти в 2 раза. Но результаты ранее проведенного исследования: недостаток денежных средств, существенное увеличение периода хранения запасов, а также снижение натуральных объемов выполненных работ и оказанных услуг не позволяли расценить данный факт позитивно.

Рентабельность основной деятельности, а также рентабельность предоставления услуг (лесозаготовка) существенно снизилась - на 4,8% и 19% соответственно.

Рассчитанные коэффициенты рентабельности свидетельствуют о необходимости радикального пересмотра производственной политики ведения хозяйства. В дальнейшем предприятию необходимо наращивать объем производства не за счет повышения цен на выполненные работы, а за счет снижения издержек, повышения качества и диверсификации производства, то есть расширение спектра предлагаемых услуг, а также ускорения оборачиваемости производственных запасов.

В таблице 22 рассмотренные значения рентабельности продукции в динамике говорят о том, что произошло падение доходности продаж в отчетном году. Данный факт мог быть вызван следующими изменениями: структурой реализации, изменением доли доходов и расходов от прочей реализации и внереализационных операций, уровня налогообложения и др. Для выявления причин, повлиявших на изменение доли прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, проведён несложный, но весьма эффективный по своим аналитическим возможностям вертикальный анализ отчета о финансовых результатах и их использовании (табл. 23).

Таблица 23 Вертикальный анализ финансовых результатов.

Показатели

2005 г.

2006 г.

Тыс. руб.

Уд. вес %

Тыс. руб.

Уд. вес %

Налог на прибыль

2479,78

--

5597,99

--

Прибыль в распоряжении предприятия

4751,61

22,1

10319,95

18,5

Всего доходов и поступлений, в т.ч:

21466,17

100,0

55597,41

100,0

Выручка от реализации

21457,44

99,9

49393,10

88,8

Доходы от прочей реализации и внереализационных операций

8,73

0,1

6204,31

11,2

Затраты предприятия, в т.ч:

14234,78

66,3

39679,47

71,3

Себестоимость реализованной продукции

13691,52

63,8

32516,39

65,8

Расходы от прочей реализации и внереализационных операций

543,26

2,5

7163,08

12,8

Балансовая прибыль, в т.ч:

7231,39

33,6

15917,94

28,6

Результат от реализации продукции

7765,92

36,1

16876,71

34,1

Сальдо от внереализационных операций и прочей реализации

-534,53

--

-958,77

--

Налог на прибыль

2530,98

--

5597,99

--

Прибыль в распоряжении предприятия

4700,40

22,1

10319,95

18,5

Суть данного анализа - выявление изменений удельного веса затрат на производство продукции, либо изменений результатов от реализации в составе выручки. Данные показатели наиболее точно характеризуют возможность получения стабильного дохода. Имеется ввиду, что динамика соотношения затрат и доходов в составе выручки от реализации продуктов зависит не только от эффективности использования ресурсов, но и от выработанных на предприятии принципов ведения учета. В рамках принятой учетной политики, предприятие имеет возможность увеличивать или уменьшать размер прибыли за счет выбора способа оценки активов, установление срока использования и порядок их списания, а также выбор порядка отнесения на себестоимость реализованной продукции отдельных видов расходов путем непосредственного их списания в производство по мере совершения затрат или с предварительным зачислением их в состав предстоящих расходов и платежей, и т.д.

Изменение учетной политики в данном аспекте оказывает большое влияние на соотношение доходов и расходов, поэтому данный момент должен учитываться в анализе рентабельности продаж.

Как следует из таблицы 23, наблюдалось снижение удельного веса выручки от реализации продукции в общем объеме доходов на 11%, рост затрат на основное производство, уменьшение доли балансовой прибыли и снижение удельного веса получаемой предприятием в свое распоряжение прибыли на 3,6%. На изменение показателя рентабельности продукции (снижение данного показателя к концу 2006 г. составило 5,4%) повлияло увеличение на 2% себестоимости продукции и отрицательный результат от прочих операций (убыток от внереализационных операций и прочей реализации в 2006 г. составил 958,77 тыс. руб.), что привело к сокращению доли балансовой прибыли в общем объеме выручки от реализации на 5% в 2006 году по сравнению с предыдущим.

Далее рассмотрена ещё одна важная взаимосвязь между показателями рентабельности активов, оборачиваемостью активов и рентабельностью продаж. Прибыль предприятия, полученная с каждого рубля средств, вложенных в активы, зависит от скорости оборачиваемости средств и от доли чистой прибыли в выручке. Высокое значение рентабельности продукции ещё не означает, что от используемого совокупного капитала предприятие получит высокую отдачу, с другой стороны незначительная доля прибыли в выручке от реализации не обязательно свидетельствует о низкой рентабельности вложений в актив предприятия. В данном случае решающую роль играет скорость оборота активов Чем выше оборачиваемость активов, тем меньше сумма прибыли необходимая для обеспечения необходимой отдачи активов.

Таблица 24 Взаимосвязь показателей рентабельности активов.

Показатели

2005 г.

2006 г.

Изменения

Оборачиваемость текущих активов

3,7

4,9

+1,2

Рентабельность продаж

22,1

20,9

+1,2

Рентабельность текущих активов

81,7

102,4

+20,7

Влияние на изменение рентабельности текущих активов

Оборачиваемость текущих активов

+26,5

Рентабельность продаж

-5,8

Из данных таблицы 2

Перейти на страницу:
1 2